Лучший лектор в стране устраивает своим детям игры с «собеседованиями» и публичными выступлениями
Ямальский бизнес-тренер Кириченко рассказала, что учит своих детей проходить собеседования
Успешность идет от семьи
У Надежды двое детей — 10-летняя дочка и 8-летний сын. И она уже готовит Мишу и Варю к взрослой жизни, чтобы они были в ней конкурентными. Дети посещают занятия по спортивной аэробике, шахматам, ходят в детскую школу искусств, на спектакли, выставки, экскурсии.
Дома семья устраивает театрализованные постановки, ролевые игры. Одна из любимых — «собеседование». Все участники игры наряжаются в деловую одежду, после чего Надежда, выступая в роли «работодателя», задает потенциальным работникам вопросы. Детям нужно постараться, чтобы презентовать себя, «получить работу», справиться с волнением во время интервью. Потом они «устраиваются» на работу, делают какие-то полезные дела и получают за это вознаграждение.
Надежда учит детей публичным выступлениям и записывает их на видео, чтобы они привыкали к камере и умели говорить уверенно, четко — этот навык пригодится в любой сфере.
«Успешность человека во многом зависит от семьи, в которой он рос. Важно, читают ли родители книги, учат ли детей удивляться, воображать и мечтать, развивать зрительную память, теоретическое мышление и художественное восприятие. А если мама с папой только и делают, что сидят в телефоне, то о какой любознательности ребенка можно говорить? Наш папа приходил с работы и задавал нам такие вопросы, что мы с сестрой потом искали ответы в энциклопедиях и очень радовались, когда их находили. Так что не все надо сваливать на учителей, родителям следует и самим проявлять инициативу», — считает Надежда.
Сельское образование высшей пробы
Лучший лектор в стране родилась в Новом Порту — небольшом национальном селе на Ямале на берегу Обской губы.
Здесь живет около 1800 человек. Зима длится восемь месяцев, и даже в июле, самом теплом месяце года, погода зачастую неприятная. Многие местные жители работают на рыбозаводе с уникальным мерзлотником, самым большим в мире. Попасть в Новый Порт можно только на вертолете, а летом еще на теплоходе.
Свою родину Надежда вспоминает с теплотой, не разрешает называть ее «краем географии» и другими уничижительными словами. Особая признательность — учителям. В Новом Порту школа-интернат — самое большое учреждение, в те годы здесь училось около 400 детей. Многих привозили на обучение из тундры вертолетом.
«Обычно у нас выпускалось по одному-два класса, не как сейчас в Салехарде: по семь-восемь иногда бывает. Моя мама отвечала за воспитательную работу, она практически жила в школе. Мы с сестрой называли ее мамой для сотен мальчишек и девчонок», — рассказала Надежда.
С пятого класса любой школьник мог вступить в детско-молодежную организацию «Ребячья Республика». Организация состояла из отрядов, каждый из которых был посвящен определенному направлению, вместе они выбирали своего президента.
«На тот момент, в 90-е годы, мы уже понимали, как устроена избирательная система. Писали программы, баллотировались, разрабатывали социально значимые проекты, участвовали в грантовых конкурсах, организовывали благотворительные концерты. Даже установили памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Понятно, что за всем этим стояли взрослые руководители, которые нас направляли. Важно, какие люди работают на той или иной территории. Можно жить в большом городе, просто ходить в школу и нигде себя в итоге не применить. А тут в маленьком поселке была организована масштабная работа с детьми. Так что нам очень повезло», — отметила Надежда.
Детей развивали одновременно в разных направлениях: Надежда занималась танцами, ходила в спортивную секцию, писала исследовательские работы. Хватало времени и на друзей, на общение. Школа выписывала газеты на английском языке — ребята их читали и переводили. Дети смотрели фильмы, на уроках истории разбирали интересные сюжеты. В 10—11-х классах у ребят уже были зачетки, сессии. За успехи дети зарабатывали игровые деньги — демары; их можно было потратить на путевку в лагерь, булочку в буфете, школьные принадлежности. Это увлекало и мотивировало. Жизнь в школе Нового Порта бурлила.
Многие выпускники школы в Новом Порту достигли больших высот в жизни. Из этого учебного учреждения вышли заведующий отделением травматологии и ортопедии Салехарда Евгений Забара, победитель Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» Кирилл Кондратов, глава администрации села Новый Порт Елена Котвицкая, телеведущая Екатерина Канцельсон, работающая в Калининграде, автор литературного журнала «Юность» Евгения Огородникова. Это только некоторые фамилии.
Надежда тоже всегда стремилась к новым возможностям, новым горизонтам.
«Благодарна родителям: каждое лето мы путешествовали, открывали для себя новые города и регионы, узнавали о местной культуре и природных достопримечательностях. Не помню ни одного лета, чтобы я оставалась в поселке. В старших классах к этому добавились поездки, связанные с учебой: я участвовала в научно-практических конференциях, олимпиадах, представляла поселок на районных и окружных мероприятиях», — вспоминает Надежда.
Мотивация от Путина
Школу Надя окончила с серебряной медалью. Хотела поступать в Санкт-Петербург и даже успешно сдала экзамен, но родители побоялись отпускать ее так далеко и девушка поехала учиться в Тюменский нефтегазовый университет на факультет «Государственное и муниципальное управление». Учиться там считалось очень престижным.
Параллельно Надежда окончила факультет «Разработка нефтяных и газовых месторождений», получив специальность «менеджер».
«Была такая реклама, где Владимир Владимирович Путин говорил: «Нашей стране нужны управленческие кадры». Потом я спрашивала своих сокурсников, как они попали на наш факультет, и они все отвечали, что благодаря этой рекламе. Так вот, я тоже», — смеется Надежда.
После учебы она вернулась на Ямал и устроилась в департамент молодежной политики Салехарда. Еще в студенческие времена Надежда победила в конкурсе «Лидеры и руководители молодежных общественных объединений». И когда она пришла устраиваться на работу в департамент, его директор сразу узнала победительницу и помогла с трудоустройством.
В департаменте Надежда проработала три года, после чего ее пригласили начальником управления культуры и молодежной политики в Ямальский район. На тот момент девушке было всего 25 лет.
«Мне очень нравилось работать в Ямальском районе, потому что масштабность мероприятий была колоссальная. От организации новогодних театрализованных уличных постановок в ледяном городке до концертных программ в Сабетте. Но надо было двигаться дальше, и я ушла в тренерство. Сегодня это то, что мне дает радость, ресурс», — призналась Надежда.
Надежда прошла обучение в Москве в Открытом тренерском университете Марка Кукушкина (ОТУМКа). Организаторы университета помогли Надежде найти первых клиентов, а там уже сработало «сарафанное радио», ученики потянулись один за другим. Сейчас тренер работает по всей стране, основные ее клиенты — из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов центральной России. Про малую родину Надежда не забывает, работает с управленческими командами региона.
Основные запросы, с которыми приходят ученики, — публичные выступления, вовлекающее лидерство, делегирование и мотивация персонала, подготовка и проведение организационных, стратегических и командных сессий. Образовательные программы Надежда выстраивает по формуле: 30% теории и 70% практики. Тренер считает такое соотношение самым эффективным.
«Я себе не прощу, если ученик уйдет от меня без результата. Прогресс должен быть обязательно», — резюмировала Надежда.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».